Экономическая система – это упорядоченная совокупность связей между производителями и потребителями различных благ. Они решают 3 основных вопроса Что? Как? Для кого? Различают следующие типы экономических систем:
Традиционная экономика – национальные и исторические традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Характерно натуральное хозяйство. Нет постоянных излишков, поэтому торговля не носит постоянный характер. Характерен для первобытного и слабо развитого общества (африканские племена).
Отличительные черты:
примитивные технологии;
ручной труд;
проблемы решаются в соответствии с обычаями;
участники экономических отношений объединены в крепкую социальную сеть.
Плюсы - высокая квалификация.
Минусы – нет экономического роста, примитивные блага.
Плановая экономика – материальные ресурсы составляют собственность государства, а направление и координация экономической деятельности осуществляется посредством централизованного планирования. Государство регулирует ассортимент и объемы производства товаров и услуг, цены на товары и объем заработной платы. Такая экономическая система отрицает частную собственность.
Плановая экономика делится на:
демократическая (частные ресурсы наряду с общественными);
командная (только государственные ресурсы, обязательное выполнение планов).
Плюсы – стабильность цен, отсутствие безработицы, концентрация всех ресурсов для производства определенной продукции (в военное время), меньшее социальное расслоение.
Минусы – дефицит товаров, низкое качество продукции, неэффективность производства.
Рыночная экономика – основана на товарно-денежных отношениях и свободной конкуренции.
Отличительные черты:
многообразие форм собственности (ООО, ОАО, ЗАО, ИП);
общественное разделение труда;
научно-технический прогресс;
информатизация общества.
Рыночная экономика проходит в своем развитии несколько этапов:
классический капитализм (вмешательство государства минимальное – экономика регулируется рынком);
смешанная экономика (государство усиливает позиции как одного из главных субъектов экономики, присутствуют элементы рынка и планирования);
социально ориентированная экономика (сочетания принципов рыночного хозяйствования с социальным порядком).
Переходная экономика – экономика, находящаяся в процессе перехода от одной экономической системы к другой. Одновременное существование экономических отношений старой и новой системы.
России в 2002 году был присвоен статус страны с рыночной экономикой.
Рынок – это сфера экономического обмена между людьми в форме купли/продажи, основанная на добровольном и равноценном обмене.
Особенности рынка:
рынок это место встречи продавцов и покупателей, спроса и предложения;
на рынке представлена цена, по которой удалось договориться покупателю и продавцу;
на рынке происходит отчуждение и присвоение прав собственности;
рынок представляет товарно-денежный обмен;
рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.
Рыночный кругооборот – это совокупность операций купли/продажи товаров и услуг. Фирмы покупают продукцию, реализуют ее, на вырученные деньги снова покупают продукцию и реализуют ее.
Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий:
рыночная экономика не способна полностью удовлетворять потребности в социальных благах (услуги здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды);
циклический характер экономического развития (экономика циклична);
усиление социально-экономической дифференциации (разделение на бедных и богатых);
рост монополистических тенденций (создаются монополии).
Для разрешения или смягчения этих противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. Государство в рыночной экономике обеспечивает обществу социальные гарантии. Смешанная экономика – это этап развития рыночной экономики, при котором государство выступает одним из главных субъектов экономики. Для нее характерно наличие элементов рынка и государствен-ного планирования.
Спрос – это количество продукции, которую потребитель хочет и в состоянии купить по некоторой цене в определенный промежуток времени. Закон спроса – с увеличением цены объем продукции уменьшается и наоборот. На спрос влияют ценовые (цена товара) и неценовые факторы (доходы потребителей, вкусы и пред-почтения потребителей, ожидание потребителей о том что может произойти в будущем которые влияют на поведение потребителей сегодня, цены других товаров).
Ценовая эластичность спроса – реакция спроса на изменение цены.
Эластичный спрос (по цене) – малейшие изменения цены приводят к сильным изменениям спроса.
Не эластичный спрос – сильные изменения цены приводят к незначительным изменениям спроса.
Сильной эластичностью обладают предметы роскоши, не эластичны – предметы первой необходи-мости.
Рыночный спрос – это суммы всех индивидуальных спросов покупателей на рынке. Функция спроса – стимулирование производителей выпускать необходимые населению товары.
Предложение – это объем продукции, которую производитель хочет и может предложить к продаже по некоторой цене в определенный промежуток времени. Экономически предложение выражается в производстве и реализации продукции с целью получения прибыли. Закон предложения – чем выше цена, тем больше предложение. На предложение влияют ценовые (цена самого товара) и неценовые факторы (цены на сырье, техно-логии, налоги, цены на товары заменители, ожидание производителей, число продавцов на рынке).
Ценовая эластичность предложения – реакция предложения в ответ на изменение цены.
Эластичное предложение – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, появ-ляется в долгосрочном периоде.
Неэластичное предложение – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, свойственно для краткосрочного периода. Функция предложения – связывание производства товаров с потреблением.
Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором величина спроса на товар равна величине его предложению. Оно характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом рынка. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Равновесный объем – это объем спроса и предложения товара при равновесной цене.
Внешние причины приводящие к изменению равновесного состояния:
изменение вкусов потребителей;
появление новых изобретений;
изменение в ресурсах;
изменения в политической и правовой системах.
Внутренние причины к изменению равновесного состояния:
Рыночная структура – это набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм. Классификация рыночных структур:
совершенная конкуренция;
монополистическая конкуренция;
олигополия;
монополия.
Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют ни одной из них воздействовать на рыночные цены. Спрос у каждой отдельной фирмы совершенно эластичный. Сколь угодно малое повышение цен одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до 0. Все участники рынка приспосабливаются к равновесному состоянию. Примеры: рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа, рынки иностранных валют.
Признаки совершенной конкуренции:
большое число фирм в отрасли;
однородность продаваемой продукции (потребителям безразлично у кого ее покупать);
отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка (патенты, лицензии, значительный первона-чальный капитал);
продавцы и покупатели обладают полной информацией о рынке (свойства, качество, цены, спрос, издержки, прибыль);
продавцы действуют независимо друг от друга (продавец сам решает что и в каких объемах про-изводить);
фирмы не могут влиять на цену (производят малую часть отраслевой продукции).
Монополистическая конкуренция – это такая организация рынка, при которой на нем действует большое количество производителей, продающих дифференцированный товар, и возможно появление новых продавцов. Фирмы конкурируют за объем продаж. Фирмы конкурируют по цене и по неценовым параметрам (фирменная марка, реклама, условия продажи, возможность покупки в рассрочку, качество). Примеры: предметы потребления, легкая промышленность, сфера услуг (кондитерские изделия).
Особенности монополистической конкуренции:
дифференциация продукции;
большое число продавцов;
отсутствие отраслевых барьеров;
ограниченная рыночная власть;
неценовая конкуренция;
конкуренция за объем продаж.
Олигополия – это рыночная структура, при которой большая часть производства и продаж небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Господство нескольких относительно крупных предприятий (от 2-3 до 10-15). Взаимозависимость фирм в отрасли (цен, продаж, объемов производства, инве-стиций и рекламы). Если одна фирма рекламирует свою продукцию или расширяет производство, то стоит ожидать подобного от конкурентов. Могут производить как одинаковую продукцию (химическая, сталелитейная промышленность), так и дифференцированную, то есть товары не являются совершенными заменителями, различные технические характеристики (автомобильная промышленность, производство компьютеров и бытовой техники). Степень влияния на рыночные цены велика. Барьеры выхода на рынок могут быть высокими (на сложившихся рынках) и невысокие (на молодых рынках). Фирмы могут вступать в сговор относительно цены, раздела рынков, квот производства, однако все участники заинтересованы в реализации независимой стратегии максимизации прибыли. Они могут вести себя как монополисты и как конкурентные фирмы.
Монополия – рыночная структура, при которой единственная фирма является производителем и продавцом данного товара. Реализуемый продукт является уникальным (нет его близких заменителей, например абсолютно новый продукт). Повышение цен производителем не ведет к сокращению спроса. Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки. Большие барьеры для выхода на рынок. Существуют государственные монополии (военная техника).
Монополия — рыночная структура, при которой единственная фирма является производителем и продавцом данного товара. Реализуемый продукт является уникальным (нет его близких заменителей, например абсолютно новый продукт). Повышение цен производителем не ведет к сокращению спроса. Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки. Большие барьеры для выхода на рынок. Естественные монополии — основаны на масштабе производства, то есть одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько конкурирующих фирм. Либо владеют и контролируют поставки редкого и стратегически важного сырья. Например РЖД, ЕЭС, ГАЗПРОМ, военно-промышленный комплекс. Если технически возможно существование нескольких фирм на рынке, то экономически это не целесообразно. Барьер – эффект масштаба дает экономический выйгрыш. Искусственные монополии создаются за счет искусственных барьеров (патенты, авторские права, ли-цензии, новые технологии).
Экономические последствия – обесценивание процесса обучения, затраты на помощь безработным, утрата квалификации, снижение жизненного уровня. Плюсы – создание резерва рабочей силы, стимулирование роста интенсивности и производительности труда. Социальные последствия – обострение криминогенной ситуации, усиление социальной напряженности, увеличение социальной дифференциации. Плюсы повышение ценности рабочего места. Ценовая дискриминация — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками. Целью ценовой дискриминации является максимизация совокупных доходов фирмы при неизменном уровне общих затрат. Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий. Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограни-чение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных ком-паний. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира. Государственное регулирование естественных монополий осуществляется различными органами исполнительной власти. Например, в топливно-энергетическом комплексе (производство электрической и топливной энергии и предоставление услуг по их передаче) регулирование деятельности субъектов есте-ственных монополий осуществляется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступные районы Российской Федерации; услуги транспортных терминалов, морских и речных портов и аэропортов регулируются Министерством по ан-тимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая трудовой доход. Полная занятость — занятость населения при наличии естественного уровня безработицы.
Под структурой населения понимается его распределение в соответствии с каким либо признаком:
половая структура населения;
возрастная структура населения.
Безработица — незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Виды безработицы:
Безработица циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий.
Безработица фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
Естественная норма безработицы – это сумма фрикционной и структурной безработицы. Это нормальный уровень безработицы, присущий экономике. Это резерв рабочей силы, который может быть использован в случае необходимости.
Переходная экономика – экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Различия между стабильной и переходной экономикой особенно ощутимы в сфере занятости. Открытая безработица проявляет себя в увеличении количества безработных. Если в течение года зарегистрирован рост количества безработных граждан, то мы говорим об увеличении уровня открытой безработицы. Безработица cкрытая – форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Скрытая безработица чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени. К плюсам относится то, что люди полностью не теряют свои рабочие места, к ми-нусам – оплата за неполную занятость ниже.
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Чтобы выпускники вузов и училищ были готовы к работе на предприятиях.
Инфляция — процесс уменьшения стоимости денег. Инфляция характеризуется ростом цен. Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара). Инфляция издержек — означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен. Инфляция спроса причины: появление денег, не обеспеченных товарами.
Причины инфляции издержек производства:
снижение объема производства за счет снижения производительности труда, ведет к сокращению предложения товаров и росте цен;
повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату;
высокие косвенные налоги, характерные для многих государств, которые включаются в цену товаров;
заканчивается сырье.
Цель антиинфляционной политики- привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы. Основные направления антиинфляционной политики:
сокращение темпов роста денежной массы за счет повышения цены кредита, сокращения выпуска денег;
запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита;
понижения налоговых ставок в целях развития производства;
снижение степени монополизации экономики;
повышение производительности факторов производства (трудовые ресурсы, сырьевые ресурсы, производственные ресурсы).