Пятница, 26 Апреля 2024, 14:12
Прикладная информатика в экономике | Гостевая | Регистрация | Вход
Список предметов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Основы бизнеса

Список вопросов

  1. Фирма в рыночной экономике. Различия между фирмой и предприятием. Причины существования фирм.
  2. Типы фирм по масштабам деятельности. Общие черты фирм.
  3. Цели деятельности фирмы. Альтернативы цели максимизации прибыли.
  4. Эффективность деятельности фирмы. Показатели эффективности. Факторы, влияющие на эффективность (внутренние, внешние).
  5. Принципы, определяющие эффективность деятельности фирмы: экономичность, финансовая устойчивость, прибыльность. Показатели рентабельности.
  6. Понятие и виды затрат предприятия. Группировка затрат по воспроизводственному признаку.
  7. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Анализ безубыточности.
  8. Себестоимость продукции. Группировка затрат по экономическим элементам.
  9. Группировка затрат по статьям калькуляции. Полная себестоимость продукции.
  10. Хозяйственные товарищества и общества.

Фирма в рыночной экономике. Различия между фирмой и предприятием. Причины существования фирм.

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями, и использующая экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.
Предприятие– это производственно-технологический комплекс, используемый для производства товаров и услуг. Например тойота это фирма, а все ее заводы – это предприятия.
Фирма это более широкое понятие. Они занимаются управлением предприятиями, маркетинговой деятельностью, конкурируют на рынке. Все фирмы имеют определенные функции и занимают определенные ниши.

Типы фирм по масштабам деятельности. Общие черты фирм.

Типы фирм по масштабам деятельности:
  • крупные, корпорации (крупная концентрация производства, большие возможности для внедрении НТП, низкая себестоимость из за масштаба производства, ответственность ограничена вкладом каждого участника);

  • средние, партнерство (разделение функций, ведущее к несогласованности, легкое преодоление финансовых барьеров для начала);

  • мелкие, частно-предпринимательские фирмы (до 100 человек, включают в себя одно предприятие, простота организации, ограниченность материальных ресурсов).
Общие черты фирм:
  • Фирма имеет ресурсы;
  • Разделение труда;
  • Зависимость от внешней среды (ресурсов, конкурентов, потребителей);
  • Любая фирма представляет собой целостную экономическую систему.
  • Фирмы имеют определенную общую структуру (органы управления и рабочие места) – это совокупность подразделений и связей между ними (отдел финансов, маркетинга и т.д.). Производственные подразделении – это цеха, участки и связи между ними. В зависимости от размера фирмы управленческая и производственная структура могут различаться.
  • Фирмы имеет основной капитал – это часть имущества предприятия, используемая как средство труда.
  • Производство товаров или услуг.
Фирма как открытая система – фирмы не могут существовать автономно, для осуществления их деятельности необходимы сбыт, снабжение, работа с потенциальными покупателями.

Цели деятельности фирмы. Альтернативы цели максимизации прибыли.

Получение максимальной прибыли – это конечная цель деятельности фирмы. Она достигается за счет выполнения других целей:
  • увеличение объема продаж;
  • достижение более высоких темпов роста;
  • увеличение доли рынка;
  • уменьшение издержек производства;
  • увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
  • увеличение рыночной стоимости акций.
Другие цели деятельности фирмы:
  • выживание на рынке (минимум прибыли);
  • захват нового рынка;
  • повышения качества продукции;
  • экономический рост.
Фирма может функционировать на среднем уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации прибыли.

Эффективность деятельности фирмы. Показатели эффективности. Факторы, влияющие на эффективность (внутренние, внешние).

Эффективность – это результат деятельности фирмы, соотношение между результатом и затратами. Показатели эффективности характеризуют результат деятельности фирмы. К ним относятся:
  • Рентабельность производства (доля прибыли в каждом рубле вложенных средств) – чистая прибыль / себестоимость;

  • Фондоотдача (отдача от каждого рубля затраченного на средства производства) – стоимость готовой продукции / средне-годовая стоимость ОПФ;

  • Фондоемкость (сколько основных средств необходимо для производства 1 рубля продукции) = средне-годовая стоимостьть ОПФ / стоимость готовой продукции.
Эффективность использования трудовых ресурсов:
  • Выработка (объем продукции на одного работника) = объем произведенной продукции / средне-списочная численность работников.
Эффективность использования материалов:
  • Материалоотдача = стоимость произведенной продукции / стоимость затрат на материалов.
  • Материалоемкость = материальные затраты / стоимость произведенной продукции.
  • Оборачиваемость (число оборотов оборотных средств за определенный период) = Выручка от реализации / стоимость оборотных средств.
Прибыль фирмы:
  • Валовая прибыль = выручка – себестоимость.
  • Чистая прибыль = валовая прибыль – налог на прибыль.
На эффективность деятельности фирмы влияет: проценты по кредиту, себестоимость продукции, общие издержки производства, спрос, технологический процесс и т.д.

Принципы, определяющие эффективность деятельности фирмы: экономичность, финансовая устойчивость, прибыльность. Показатели рентабельности.

Экономичность — это показатель определяющий эффективность деятельности в отношении затрат. Определяется разницей между нормативным и фактическим уровнем затрат.
Финансовая устойчивость — независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность рассчитываться по обязательствам собственными средствами. Она характеризуется долей собственных источников в сумме всех финансовых ресурсов предприятия.
Коэф. финансовой независимости = собственные ср-ва / заемные + привлеченные. Если он >1.5 то надежная финансовая устойчивость. Но если нет одновременных претензий, то сойдет и 0.8
Рентабельность – это показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам. Показывает сколько прибыли приходится на каждый рубль затрат. Чем выше рентабельность тем больше прибыль организации.
Виды рентабельности:
  • Рентабельность продаж = чистая прибыль/ выручка от реализации.

  • Рентабельность ссобственного капитала = чистая прибыль / средне-годовая стоимостьть собственного капитала.

  • Общая рентабельность предприятия = чистая прибыль / средняя стоимость основных и оборотных средств.

  • Рентабельность продукции = чистая прибыль / затраты на производство и реализацию продукции

Понятие и виды затрат предприятия. Группировка затрат по воспроизводственному признаку.

Затраты предприятия – это финансовые расходы, связанные с деятельностью предприятия. Это материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.
Явные издержки – денежные платежи поставщикам ресурсов (оплата сырья, материалов, топлива).
Неявные издержки– отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, нематериальных активов, за которые фирма формально не платит. Они принимают форму потерянного дохода.
Издержки могут быть постоянными (не изменяются в зависимости от изменения объема производства, расходы на содержание производственных зданий, з/п управленческого персонала) и переменными (изменяются от изменения объема производства, покупка сырья, топлива, транспортные услуги).

По воспроизводственному признаку затраты предприятия делятся на:
  • Затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость). Покрываются выручкой.

  • Затраты на расширение и обновление производства. Крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они вкладываются в основные фонды. Источниками финансирования являются амортизационный фонд, прибыль, кредит.

  • Затраты на социально культурные нужды предприятия. Финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.

Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Анализ безубыточности.

Затраты на производство и реализацию продукции- это затраты на снабжение, управление, сбыт, производство.
Прямые затраты– связаны с производством конкретного вида продукции. К ним относятся затраты на сырье и материалы, з/п рабочих в производстве.
Косвенные затраты – связаны с выпуском различной продукции в целом. К ним относятся затраты на управление и обслуживание производства.
Постоянные затраты – это затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения объема про-изводства (расходы на содержание производственных зданий, з/п управленческого персонала).
Переменные затраты – это затраты, которые изменяются в зависимости от изменения объема произ-водства (покупка сырья и материалов, топлива, транспортные услуги).
Анализ безубыточности– позволяет определить тот объем производства и реализации продукции, при котором выручкой покрываются все затраты на производство и реализацию продукции. Характеризуется точкой безубыточности.

Себестоимость продукции. Группировка затрат по экономическим элементам.

Себестоимость – это затраты на производство и реализацию продукции. Это сумма постоянных и переменных издержек. В их состав входят:
  • сырье и материалы;
  • возвратные отходы;
  • покупные комплектующие изделия;
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • оплата труда основных рабочих;
  • ЕСН и отраслевой страховой взнос;
  • расходы на подготовку и освоения производства;
  • общепроизводственные расходы (амортизация, затраты на текущий ремонт производственных зданий);
  • общехозяйственные расходы (з/п административного персонала, затраты на подбор рабочей силы и расстановку кадров);
  • прочие производственные расходы (гарантийное обслуживание, опытные работы);
  • потери от брака;
  • коммерческие расходы (упаковка, доставка, реклама).
Группировка затрат по экономическим элементам:
  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • ЕСН;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.
Совокупность этих затрат составляет общий объем затрат на производство продукции.

Группировка затрат по статьям калькуляции. Полная себестоимость продукции.

Группировка затрат по статьям калькуляции представляет собой деление их по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции. Она служит для расчета себестоимости продукции, распределения затрат по ассортиментным группам, установления объема расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявле-ния резервов снижения затрат.

Статьи калькуляции:
  • сырье и материалы;
  • возвратные отходы;
  • покупные комплектующие изделия;
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • оплата труда основных рабочих;
  • ЕСН и отраслевой страховой взнос;
  • расходы на подготовку и освоения производства;
  • общепроизводственные расходы (амортизация, затраты на текущий ремонт производственных зданий);
  • общехозяйственные расходы (з/п административного персонала, затраты на подбор рабочей силы и расстановку кадров);
  • прочие производственные расходы (гарантийное обслуживание, опытные работы);
  • потери от брака;
  • коммерческие расходы (упаковка, доставка, реклама).
Полная себестоимость продукции – общие затраты на производство и реализацию продукции.

Хозяйственные товарищества и общества.

Хозяйственные товарищества и общества – это организации, капитал которых разделяется на доли участия. То есть каждый участник такой организации имеет свою долю в общем капитале.
Полное товарищество – это объединение двух или более лиц для ведения предпринимательской деятельности. Участники полного товарищества несут неограниченную ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Участниками могут быть только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации. ПТ действует на основании учредительного договора. Решения принимаются на общем собрании участников. Прибыль и убытки участником распределяются пропорционально их долям в складочном капитале.

Товарищество на вере – имеет две группы участников:
  • полные товарищи (со всеми вытекающими);
  • вкладчики (не участвуют в осуществлении предпринимательской деятельности, но несут ответст-венность в пределах своего вклада).
Смысл в том, что одна часть участников кредитует другую, доверяя ей средства для осуществления предпринимательской деятельности. ТВ действует на основании учредительного договора, который подписывается только полными товарищами.

Общество с ограниченной ответственностью – действует на основании устава. Ответственность участников ограничена их долей в уставном капитале. Уставный капитал может быть сформирован из любого имущества: деньги, вещи, ценные бумаги. Участниками могут быть физические и юридические лица. Число участников не должно превышать 50. Органом управления обществом является общее собрание участников. Прибыль распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале.

Общество с дополнительной ответственностью – отличается от ООО только тем, что при наступле-нии ответственности уставный капитал умножается на определенный коэффициент и возрастает. Это происходит за счет средств участников общества. Главный недостаток ООО и ОДО – отсутствие эффективных юридических механизмов привлечения инвестиций.

Акционерное общество – учреждается одним или несколькими юридическими и физическими лицами. Действует на основании устава и договора о создании АО. Уставный капитал формируется за счет взносов акционеров, которыми оплачиваются акции. Минимальный размер уставного капитала 1000 минимальных размеров оплаты труда. Уставный капитал равен номинальной стоимости акций. Он определяет уровень платежеспособности АО. Ответственность акционеров ограничена суммой, уплаченной за акции. Отличие от ООО состоит в том, что в ООО объединяются участники для ведения предпринимательской деятельности, а в АО объединяется капитал. Высшим уровнем руководства является собрание акционеров. Прибыль между акционерами распределяется пропорционально количеству принадлежащих им акций в виде выплаты дивидендов.
Открытое АО – акции распространяются свободно.
Закрытое АО – акции распространяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц.
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Копирайт wessem © 2024