Экономическая теория
Список вопросов
- Экономические системы: основные черты, преимущества и недостатки.
- Условия существования рынка. Функции рынка. Противоречия рыночной экономики. "Смешанная" экономика.
- Основы теории спроса и предложения.
- Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены и равновесного объема.
- Рыночные структуры.
- Монополия. Причины возникновения естественных и искусственных монополий.
- Экономические и социальные последствия монополии. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства.
- Занятость и безработица. Естественная безработица и полная занятость.
- Занятость и безработица в переходной экономике. Скрытая и открытая безработица.
- Инфляция спроса и издержек. Причины возникновения. Антиинфляционная политика государства.
Экономические системы: основные черты, преимущества и недостатки.
Экономическая система – это упорядоченная совокупность связей между производителями и потребителями различных благ. Они решают 3 основных вопроса Что? Как? Для кого? Различают следующие типы экономических систем:Традиционная экономика – национальные и исторические традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Характерно натуральное хозяйство. Нет постоянных излишков, поэтому торговля не носит постоянный характер. Характерен для первобытного и слабо развитого общества (африканские племена).
Отличительные черты:
- примитивные технологии;
- ручной труд;
- проблемы решаются в соответствии с обычаями;
- участники экономических отношений объединены в крепкую социальную сеть.
Минусы – нет экономического роста, примитивные блага.
Плановая экономика – материальные ресурсы составляют собственность государства, а направление и координация экономической деятельности осуществляется посредством централизованного планирования. Государство регулирует ассортимент и объемы производства товаров и услуг, цены на товары и объем заработной платы. Такая экономическая система отрицает частную собственность.
Плановая экономика делится на:
- демократическая (частные ресурсы наряду с общественными);
- командная (только государственные ресурсы, обязательное выполнение планов).
Минусы – дефицит товаров, низкое качество продукции, неэффективность производства.
Рыночная экономика – основана на товарно-денежных отношениях и свободной конкуренции.
Отличительные черты:
- многообразие форм собственности (ООО, ОАО, ЗАО, ИП);
- общественное разделение труда;
- научно-технический прогресс;
- информатизация общества.
- классический капитализм (вмешательство государства минимальное – экономика регулируется рынком);
- смешанная экономика (государство усиливает позиции как одного из главных субъектов экономики, присутствуют элементы рынка и планирования);
- социально ориентированная экономика (сочетания принципов рыночного хозяйствования с социальным порядком).
Минусы – инфляция, безработица.
Переходная экономика – экономика, находящаяся в процессе перехода от одной экономической системы к другой. Одновременное существование экономических отношений старой и новой системы.
России в 2002 году был присвоен статус страны с рыночной экономикой.
Рынок – это сфера экономического обмена между людьми в форме купли/продажи, основанная на добровольном и равноценном обмене.
Особенности рынка:
- рынок это место встречи продавцов и покупателей, спроса и предложения;
- на рынке представлена цена, по которой удалось договориться покупателю и продавцу;
- на рынке происходит отчуждение и присвоение прав собственности;
- рынок представляет товарно-денежный обмен;
- рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.
Условия существования рынка. Функции рынка. Противоречия рыночной экономики. "Смешанная" экономика.
Для существования рынка необходимо выполнение условий:- общественное разделение труда;
- наличие частной собственности;
- наличие спроса и предложения;
- экономическая свобода.
- информационная (сведения о ценах);
- регулирующая (что производить? Для кого? Как производить?);
- посредническая (соединение продавцов и покупателей);
- стимулирующая (побуждает производителей создавать нужные потребителю товары и услуги);
- ценообразующая (соотношение спроса и предложения);
- контролирующая (отсекает недобросовестных производителей).
- рыночная экономика не способна полностью удовлетворять потребности в социальных благах (услуги здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды);
- циклический характер экономического развития (экономика циклична);
- усиление социально-экономической дифференциации (разделение на бедных и богатых);
- рост монополистических тенденций (создаются монополии).
Смешанная экономика – это этап развития рыночной экономики, при котором государство выступает одним из главных субъектов экономики. Для нее характерно наличие элементов рынка и государствен-ного планирования.
Основы теории спроса и предложения.
Спрос – это количество продукции, которую потребитель хочет и в состоянии купить по некоторой цене в определенный промежуток времени.Закон спроса – с увеличением цены объем продукции уменьшается и наоборот.
На спрос влияют ценовые (цена товара) и неценовые факторы (доходы потребителей, вкусы и пред-почтения потребителей, ожидание потребителей о том что может произойти в будущем которые влияют на поведение потребителей сегодня, цены других товаров). Ценовая эластичность спроса – реакция спроса на изменение цены.
Эластичный спрос (по цене) – малейшие изменения цены приводят к сильным изменениям спроса.
Не эластичный спрос – сильные изменения цены приводят к незначительным изменениям спроса.
Сильной эластичностью обладают предметы роскоши, не эластичны – предметы первой необходи-мости.
Рыночный спрос – это суммы всех индивидуальных спросов покупателей на рынке.
Функция спроса – стимулирование производителей выпускать необходимые населению товары.
Предложение – это объем продукции, которую производитель хочет и может предложить к продаже по некоторой цене в определенный промежуток времени. Экономически предложение выражается в производстве и реализации продукции с целью получения прибыли.
Закон предложения – чем выше цена, тем больше предложение. На предложение влияют ценовые (цена самого товара) и неценовые факторы (цены на сырье, техно-логии, налоги, цены на товары заменители, ожидание производителей, число продавцов на рынке).
Ценовая эластичность предложения – реакция предложения в ответ на изменение цены.
Эластичное предложение – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, появ-ляется в долгосрочном периоде.
Неэластичное предложение – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, свойственно для краткосрочного периода.
Функция предложения – связывание производства товаров с потреблением.
Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены и равновесного объема.
Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором величина спроса на товар равна величине его предложению. Оно характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом рынка. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Равновесный объем – это объем спроса и предложения товара при равновесной цене.Внешние причины приводящие к изменению равновесного состояния:
- изменение вкусов потребителей;
- появление новых изобретений;
- изменение в ресурсах;
- изменения в политической и правовой системах.
- изменение цен и количества товаров;
- изменение процесса производства.
Рыночные структуры.
Рыночная структура – это набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм. Классификация рыночных структур:- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия.
Признаки совершенной конкуренции:
- большое число фирм в отрасли;
- однородность продаваемой продукции (потребителям безразлично у кого ее покупать);
- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка (патенты, лицензии, значительный первона-чальный капитал);
- продавцы и покупатели обладают полной информацией о рынке (свойства, качество, цены, спрос, издержки, прибыль);
- продавцы действуют независимо друг от друга (продавец сам решает что и в каких объемах про-изводить);
- фирмы не могут влиять на цену (производят малую часть отраслевой продукции).
Особенности монополистической конкуренции:
- дифференциация продукции;
- большое число продавцов;
- отсутствие отраслевых барьеров;
- ограниченная рыночная власть;
- неценовая конкуренция;
- конкуренция за объем продаж.
Монополия – рыночная структура, при которой единственная фирма является производителем и продавцом данного товара. Реализуемый продукт является уникальным (нет его близких заменителей, например абсолютно новый продукт). Повышение цен производителем не ведет к сокращению спроса. Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки. Большие барьеры для выхода на рынок. Существуют государственные монополии (военная техника).
Монополия. Причины возникновения естественных и искусственных монополий.
Монополия — рыночная структура, при которой единственная фирма является производителем и продавцом данного товара. Реализуемый продукт является уникальным (нет его близких заменителей, например абсолютно новый продукт). Повышение цен производителем не ведет к сокращению спроса. Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки. Большие барьеры для выхода на рынок.Естественные монополии — основаны на масштабе производства, то есть одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько конкурирующих фирм. Либо владеют и контролируют поставки редкого и стратегически важного сырья. Например РЖД, ЕЭС, ГАЗПРОМ, военно-промышленный комплекс. Если технически возможно существование нескольких фирм на рынке, то экономически это не целесообразно. Барьер – эффект масштаба дает экономический выйгрыш.
Искусственные монополии создаются за счет искусственных барьеров (патенты, авторские права, ли-цензии, новые технологии).
Экономические и социальные последствия монополии. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства.
Экономические последствия – обесценивание процесса обучения, затраты на помощь безработным, утрата квалификации, снижение жизненного уровня. Плюсы – создание резерва рабочей силы, стимулирование роста интенсивности и производительности труда.Социальные последствия – обострение криминогенной ситуации, усиление социальной напряженности, увеличение социальной дифференциации. Плюсы повышение ценности рабочего места.
Ценовая дискриминация — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками. Целью ценовой дискриминации является максимизация совокупных доходов фирмы при неизменном уровне общих затрат.
Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.
Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограни-чение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных ком-паний. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
Государственное регулирование естественных монополий осуществляется различными органами исполнительной власти. Например, в топливно-энергетическом комплексе (производство электрической и топливной энергии и предоставление услуг по их передаче) регулирование деятельности субъектов есте-ственных монополий осуществляется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступные районы Российской Федерации; услуги транспортных терминалов, морских и речных портов и аэропортов регулируются Министерством по ан-тимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Занятость и безработица. Естественная безработица и полная занятость.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая трудовой доход.Полная занятость — занятость населения при наличии естественного уровня безработицы.
Под структурой населения понимается его распределение в соответствии с каким либо признаком:
- половая структура населения;
- возрастная структура населения.
- Безработица циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
- Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий.
- Безработица фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
Занятость и безработица в переходной экономике. Скрытая и открытая безработица.
Переходная экономика – экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Различия между стабильной и переходной экономикой особенно ощутимы в сфере занятости.Открытая безработица проявляет себя в увеличении количества безработных. Если в течение года зарегистрирован рост количества безработных граждан, то мы говорим об увеличении уровня открытой безработицы.
Безработица cкрытая – форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Скрытая безработица чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени. К плюсам относится то, что люди полностью не теряют свои рабочие места, к ми-нусам – оплата за неполную занятость ниже.
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Чтобы выпускники вузов и училищ были готовы к работе на предприятиях.
Инфляция спроса и издержек. Причины возникновения. Антиинфляционная политика государства.
Инфляция — процесс уменьшения стоимости денег. Инфляция характеризуется ростом цен.Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара).
Инфляция издержек — означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
Инфляция спроса причины: появление денег, не обеспеченных товарами.
Причины инфляции издержек производства:
- снижение объема производства за счет снижения производительности труда, ведет к сокращению предложения товаров и росте цен;
- повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату;
- высокие косвенные налоги, характерные для многих государств, которые включаются в цену товаров;
- заканчивается сырье.
Основные направления антиинфляционной политики:
- сокращение темпов роста денежной массы за счет повышения цены кредита, сокращения выпуска денег;
- запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита;
- понижения налоговых ставок в целях развития производства;
- снижение степени монополизации экономики;
- повышение производительности факторов производства (трудовые ресурсы, сырьевые ресурсы, производственные ресурсы).